Цвет фона сайта:

Интервал между буквами:

Размер шрифта сайта:

pic
pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic pic

Знакомтесь, Сланцевский район

Какие памятники есть в городе Сланцы? Конечно, памятник Ленину. А еще памятник основателю города С.М.Кирову – разработка сланцевого месторождения началась по его прямому указанию. Есть скульптуры, увековечивающие труд шахтеров и геологов. Но самые масштабные памятники – это мемориалы Великой Отечественной войны. Это братские могилы тех, кто погиб в феврале – августе 1944 года  в боях на берегах реки Наровы, пробивая линию немецкой обороны «Пантера».  В боях, о которых очень неохотно писали и говорили историки, но которые по свидетельствам очевидцев были ураганной силы и земля до сих пор носит их раны.

Уже давно сланцевские краеведы провозгласили: «Город Сланцы на древней земле!» Воистину так. Там, где сейчас расположился город, в XV  веке возник монастырь – Никольский Польской или Никола в Полях. Поля – это название деревень, которые, беря свое начало в глубинах столетий (археология подтверждает), до сих пор лепятся к городской территории – Большие и Малые, а раньше – Ковригины, Тепликовы, Павловы, да еще загадочное «Краймостье Поля тож», значащиеся на картах XIX столетия. Из века в век место будущего города лежало на путях, ведущих от Балтики вглубь Псковских земель – река Плюсса  и вдоль нее тракт Нарва – Гдов, а в первую мировую - и железная дорога. Тем жили - ломали известняковую плиту по берегам реки, жгли известь, продавали в Нарву, туда же по Плюссе сплавляли лес, да и сами порой отправлялись на заработки. Разбогатев, построили великолепный Никольский храм – одно из архитектурных чудес известного зодчего Н.Н.Никонова, украсившего наш край своими грандиозными сооружениями. А держались местные деревеньки вокруг сельца Гавриловского – там в самом красивом месте во всей округе, на живописном водопаде – каскаде из плит у впадения Кушёлки в Плюссу издавна существовала мельница. Гавриловское  принадлежало монастырю, затем в XVI веке местному олигарху Семейке Скудину, рыбному промышленнику, а затем и другим помещикам, точный список которым имеется с XVIII века. Самым знаменитым его владельцем был известный военный деятель второй половины XIX века князь Александр Михайлович Дондуков-Корсаков. Боевой генерал, прошедший через многочисленные войны на Кавказе и Средней Азии, участник Крымской и  Балканской войн,  национальный герой Болгарии – его послужной список необъятен, а верность в служении на благо России достойна прославления и доброй памяти. В конце XIX века мыза Гавриловская была одним из самых крупных хозяйств на севере Гдовского уезда. Примечательно, что и после революции она продолжала кормить народ – здесь в 1930-е годы был совхоз №2 сланцевого комбината, в  конце 1940-х – райпищекомбинат, а мельница работала до середины 1950-х.

Другие древности городской территории - это деревни Большие Поля и Сижно. Большие Поля были станцией на почтовом тракте, они связаны с очень многими историческими событиями различных периодов, сохранили старинные постройки. В феврале 1918 года сюда прибыл отряд петроградской молодежи под командованием Петра Смородина, принимавший участие в боях за Петроград в районе между Псковом и Нарвой – события, которые дали начало празднику Дня защитника Отечества 23 февраля. В 1930-м году от Больших Полей  начался будущий город Сланцы  - здесь началось бурение первого опытного рудника (затем шахты им. С.М.Кирова). Недалеко находилось село Низы, где родился Дмитрий Иосифович Ивановский, известный русский микробиолог, основоположник вирусологии. Его имя носит институт вирусологии в Москве.

История Сижно уводит нас в далекий XV век, когда государь Иван III прислал сюда бояр (Елецкий, Елагин, Нагин и др.) со служилыми людьми, которые должны были держать западные рубежи России. Так возникли «сиженья» – сторожевые селения с укреплениями-острожками, стрелецкими гарнизонами. В Сижно находится самый древний из сохранившихся на нашей территории храм во имя Архангела Михаила – предводителя небесного воинства и покровителя воинства земного. Храм связан с очень примечательными личностями. Здесь служил на рубеже XVIII - XIX вв. о.Феодор (Филимонов), отсюда родом о.Алексий Ставровский, благочинный всех военных храмов военно-морского флота, расстрелянный в 1918 году и причисленный к лику новомучеников российских. В Сижно сохранился парк усадьбы, одной из владелиц которой была Дарья Хвостова, которая в детстве воспитывалась вместе будущей женой А.С.Грибоедова княжной Ниной Чавчавадзе, была в родстве с Лермонтовым.

 

Мы познакомились с городом и его ближайшими окрестностями. А что  интересного мы увидим и узнаем в Сланцевском районе?

Давайте начнем с самых древних древностей. Откуда есть пошла земля Русская? Говорят, из Старой Ладоги из Новгорода, от 862 года – призвания Рюрика. Сыном Рюрика был князь Игорь, а женой Игоря – княгиня Ольга. Ее называют праматерью князей русских, мудрой управительницей и хозяйкой русской земли. Именно с ее пребыванием в нашем крае связан до сих пор сохранившийся погост Ольгин Крест – один из древнейших погостов Северо-запада. По преданию Ольга основала этот погост в 947 году в числе других, как место сбора дани и оброков, место представительства центральной княжеской власти, когда после гибели Игоря объезжала свои владения. Согласно легенде, здесь на быстрой и порожистой реке Нарове ее суда чуть было не потерпели крушение, но чудом спаслись. В ознаменование спасения на берегу реки был установлен каменный крест. Сюда святая равноапостольная княгиня принесла свет Христовой веры задолго до крещения Руси ее внуком князем Владимиром. Легенды и топонимы сохранили память о пребывании здесь Ольги. Например, урочище Зверинец, где были княжеские охотничьи угодья. Недаром на гербе Сланцевского района изображена на фоне голубых наровских волн княгиня с сидящим у нее на плече ловчим соколом.

Как видим, наше Принаровье имеет богатую историю, уходящую вглубь веков. Названия деревень и легенды и летописи, археологические находки и местные святыни говорят о том, что уже в Х веке здесь бурлила жизнь, проходили важные  торговые пути. Эта земля самым прямым образом  связана с историей защиты рубежей нашего Отечества. Пограничной река Нарова стала уже с XIII века, когда на прибалтийских землях угнездился Ливонский орден. Еще в 1256 году Александр Невский прошел  с войском по Наровскому берегу, четко указав пришельцам – немецким и шведским рыцарям - границы Русской земли. А затем начались века противостояний, больших и малых войн, события которых разворачивались на этих берегах. Во время Ливонской войны здесь проходил со своим войском Иван Грозный. Последние бои отгремели здесь в 1944г. А с 1991 года по реке опять проходит государственная граница – между Российской Федерацией и Эстонией.

На месте основанного Ольгой погоста с XV века существовала Никольская церковь – образец церковного псковского зодчества своей эпохи, в XIX веке к ней был пристроен Ольгинский придел, где хранился, по свидетельству старожилов, легендарный каменный крест княгини. Но в феврале 1944 года отступающими немецкими войсками был взорван храм и сожжена близлежащая деревня Скорятина Гора. Эта судьба постигла весь правый берег Наровы – бегущими оккупантами были сожжены все деревни и взорваны все храмы – Пророка Ильи в Скамье, св. Александра Невского в Криушах. Храм в Скамье начинает возрождаться – уже отвоевано у дачников место его расположения, установлен памятный крест. Сама деревня Скамья насчитывает более 550 лет – это только по письменным упоминаниям. Здесь был исад – рыбацкое поселение, здесь существовала крепость псковичей, которая противостояла расположившемуся на противоположном берегу ливонскому замку Нейшлос. До сих пор здесь сохраняется уникальная гранитная Громовская пристань – одна из многих существовавших ранее в Скамье. До сих пор на ней стоит скульптура ангела, изготовленного на заводе Сан-Галли – как его называют в народе, «наровский ангел», один из символов нашего Принаровья. История деревни связана и с древними временами, и с периодами первой мировой и гражданской войн, и с Великой Отечественной. Из Скамьи открывается живописный вид на эстонскую сторону – село Сыренец, по-эстонски Васк-Нарва, с его Ильинским храмом – подворьем Пюхтицкого монастыря, с остатками рыцарского замка Нейшлос. Не менее интересную историю имеют и другие деревни – Ому (ныне Отрадное), Степановщина, не сохранившиеся до нашего времени Криуши, где в конце 1919 года за Нивско-Криушский укрепрайон вела свои последние бои северо-западная белая армия Юденича… Эти живописнейшие наровские берега теперь излюбленное место отдыха – вплоть до прихваченного сланцевчанами кусочка территории Гдовского района на берегу Чудского озера, где находится садоводство «Здоровье», поселок-спутник Сланцев. 

А теперь давайте вернемся из Принаровья в город, и отправимся в другом направлении. Пожалуй, выберем направление на юг – в один из древнейших погостов нашего края – Рудненский погост. Парадоксально, но именно эта территория меньше всего имеет сохранившихся памятников, и все-таки  обойти вниманием ее невозможно. Потому что эта земля еще хранит нашу древнюю песенную и обрядовую традицию, здесь существует Рудненский фольклорный хор, который исполняет песни, родившиеся на Рудненской земле много столетий назад. Их древность и уникальность  изучена и подтверждена научными экспедициями Ленинградской консерватории. Каждый год здесь проходят фольклорные праздники песни. А еще здесь можно увидеть остатки усадеб, владельцами которых были люди, оставившие след в российской истории. Около деревни Новоселье – остатки парка и построек имения Леонтьевское. Его владельцы – Леонтий Трефурт (секретарь по иностранной переписке А.В.Суворова, дипломат, чиновник МИДа), его потомки – фон Эндены и Элиоты. Среди последних владельцев - прославленный генерал Иван Тимофеевич Беляев (участник белого движения, он эмигрировал в Парагвай, где стал национальным героем – о нем снял фильм «Путешествие одного генерала» Никита Михалков), а также сводная сестра поэта Александра Блока – Ангелина Блок (поэт посвятил ей одну из своих книг). Кстати, имение Блоков находится недалеко от Леонтьевского – в д.Малафьевка. Раньше оно называлось Преображенское и принадлежало дедушке и бабушке поэта по отцовской линии, Льву Александровичу и Ариадне Александровне Блок. Здесь тоже можно увидеть остатки усадебного парка и построек. Интересно увидеть и остатки имения Завастье, которое принадлежало Коновницыным – известному местному дворянскому роду, самым прославленным представителем которого является герой войны 1812 года генерал от инфантерии граф Петр Петрович Коновницын. А еще рудненская-новосельская земля хранит память о Великой Отечественной войне – памятники, братские могилы, мемориальные доски на домах участников партизанского движения. Здесь формировалась и действовала 9-я партизанская бригада, это был партизанский край.

 

Совершенно особая территория нашего края – это окрестности озера Самро, очень живописная местность, расположенная на так называемых Моклочных высотах. С древних времен возникновения Новгородской республики это была Сумерская волость, входившая в состав Шелонской пятины Великого Новгорода. Его административным центром было село Пенино. Еще лет 15 – 10  назад оно казалось абсолютно умирающим, но сейчас здесь опять налаживается жизнь благодаря начавшемуся восстановлению храма Рождества Богородицы. Все, кто видят храм впервые, испытывают изумление и восхищение от красоты и величия этого здания даже в невосстановленном виде. Он может вместить до 3 тыс. молящихся. Его автор – епархиальный архитектор Н.Н.Никонов, известный зодчий, который на нашей территории создал еще несколько храмов. Этот храм был построен в 1900 – 1901гг. , на освящении присутствовал Иоанн Кронштадтский. Наш край тесно связан с именем святого праведного Иоанна Кронштадского, он часто бывал здесь, т.к. из Гдовского уезда  была родом его супруга Елизавета Константиновна (Несвицкая), ее отец служил в имении П.П.Коновницына селе Кярово близ г.Гдова. Рядом с Пенино в д.Кошелевичи сохранился дом, где во время своих приездов останавливался отец Иоанн. Сохранились березы, которые посажены в день его приезда в Пенино, - аллея, которая вела от храма к святому источнику св. Параскевы Пятницы. Этот источник очень известен, упоминание о нем можно найти практически во всех книгах о чтимых источниках России. За святой водой сюда приезжают из Петербурга и других мест. Теперь рядом с источником устроена еще и  купель.

Интересна присомрянская территория древними и сохранившими свой исторический облик деревнями. При обследовании этой местности в 1970-х годах сотрудники ГИОПа отметили уникальность деревень Лесище и Подлесье, сохранившие постройки, признанные памятниками крестьянского зодчества. Облик этих присомрянских деревень действительно существенно отличается от других наших селений. Эти деревни стоит посетить, чтобы увидеть воочию их постройки – они могут быть утрачены в любой момент по причине древности и ветхости.

И этнически население  этой территории выделялось – местных жителей называли сомряками (реже – сомрянами, самритами). Исследователь нашего края XIX века Ефим Андреев писал: «… жители восточной и северной частей округа, лежащих по реке Сабе, и у впадения реки Сомры в Долгую …  представляли собой потомков новгородцев (словен), говорящих новгородским наречием и принадлежащих великорусскому этносу. Около озера Самро и по реке Долгой жил народ коренного чудского происхождения, говорившего «особым наречием, в котором много дикости и поэзии». Есть предположение, что «народ коренного чудского происхождения»   - это ижоры,  которые в основном проживали севернее (нынешний Кингисеппский район).  Но гипотезы продолжают множиться – в  2012 году вышла книга «В поисках невымышленного Сампо» В.Кондратьева, который  отметил саамское происхождение многих местных топонимов. На рубеже XIX- XX вв. сомряков знали и в Петербурге, и в Прибалтике в первую очередь как крупных торговцев скотом. Многие местные жители стали в Петербурге богатыми купцами, нажили состояние, как например купец Гаврилов, который профинансировал чуть ли не половину стоимости храма в Пенино – его могила до сих пор сохраняется у церковного алтаря.  Ефим Андреев отмечал сомряков за их смекалку, деловую хватку, самостоятельность.

Само озеро Самро – это замечательный природный объект. В составе его воды есть йодистые соединения, благодаря чему многие отмечают, что мелкие ранки и ссадины от озерной воды быстро заживают. Из озера берет начало речка Сомра, местные жители пользуются ее водой для полоскания, когда болит горло, говорят – хорошо помогает. Озеро богато сапропелевым илом (по-научному «пелоген»), местное название его – вязель, он тоже обладает лечебными свойствами. Близ озера водятся косули, предполагают, что это они дали название местности Козья Гора, где на живописном всхолмлении располагается еще одна наша святыня - храм Покрова Богородицы. Он построен в 1907 году по проекту очень известного архитектора В.А.Косякова (является автором проекта Никольского Морского собора в Кронштадте и других известных построек в Петербурге). Храм – это часть комплекса построек Поречьевской женской монашеской общины, основанной здесь по благословению Иоанна Кронштадтского в 1903 году. Очень интересна история возникновения этой  общины из числа местных жительниц. Покровский храм практически не закрывался, сохранил свое убранство. В период Великой Отечественной войны здесь служил Алексий Кибардин, который оказался в наших краях в числе беженцев из числа жителей пригородов Ленинграда (он жил в Царском Селе еще до революции, служил в Феодоровском соборе). Служа в храмах  Козьей Горе и в Пенино, он помогал обращавшимся к нему за помощью партизанам. После окончания войны Алексий Кибардин перебрался в поселок Вырица, где служил в храме и был духовником св.Серафима Вырицкого. В послевоенные годы, когда все остальные храмы Сланцевского района были закрыты или разрушены, в Покровскую церковь ехали верующие из Сланцев и всей округи.

Наш край недаром называют краем огромных храмов. Когда-то местные деревни были богаты, их жители занимались торговлей и промыслами в Петербурге. В этом можно убедиться, посетив деревню Ложголово, где сохранились старинные дома, свидетельствующие о зажиточности местных жителей, а также прекрасный Георгиевский храм, построенный на их средства. Иконостас и предметы убранства этого храма создавались в мастерских Федоровского городка в Царском селе. В  1960-е гг. при закрытии храма, по рассказам  местных жителей,  все это было погружено на машины и увезено в неизвестном направлении. Еще в 1990-е годы казалось, что храм может быть утрачен навсегда, однако сейчас он полностью восстановлен и принимает молящихся. Близ него находится каменный крест, именуемый Георгиевским, о котором существует легенда, что на нем приплыл сюда  по реке Долгой сам святой Георгий. Почитание св. Георгия в Ложголове уходит корнями в глубокую древность, о которой свидетельствует и найденный когда-то здесь  клад монет, относящийся к XI веку. А последняя легенда о помощи св.Георгия местным жителям относится к периоду Великой Отечественной войны. Когда-то рядом с храмом было двухэтажное здание школы и памятник царю-освободителю Александру II.

Еще один из наших грандиозных храмов мы увидим в селе Старополье. Церковь во имя Рождества Христова построена здесь в 1878 году. Помощь в постройке этого храма оказала императорская семья, которая владела землями в нашем крае. Автором проекта был архитектор И.Б.Слупский. ученик известного зодчего К.Тона, автора проекта храма Христа Спасителя в Москве. Сейчас церковь в Старополье также восстанавливается.

Одна из наших волостей в XIX веке была названа Константиновской  - по имени ее владельца великого князя Константина Николаевича, брата императора Александра II. Имя великого князя связано с некоторыми эпизодами истории нашего края, в том числе и с помощью в постройке храмов, в частности Успенского храма в административном центре Константиновской волости селе Доложске (сейчас это д.Заручье). Убранство и иконостас были выполнены по эскизам знаменитого академика живописи А.Солнцева. Доложская-Константиновская волость расположена в окрестностях озера Долгое – еще одной жемчужины нашего края. Эти живописные места и сейчас активно осваиваются ценителями природных красот из Санкт-Петербурга. Есть частное хозяйство по разведению форели. В старину здесь существовал Доложский погост, место было известно своей глубокой древностью. Местные легенды относятся к началу XVII в., периоду Смуты, когда по округе разбойничали польско-литовские банды пана Александра Лисовского. Где-то  они сбросили с церкви колокола, которые теперь звонят со дня озера, где-то  осквернили церковь, въехав в нее верхом, после чего она ушла под землю. До начала ХХ столетия в местном лексиконе слово «литва» обозначало безобразников и хулиганов. Досталось доложскому краю и от шведских интервентов. Именно шведы дали прозвание «Доломан» одному из местных разбойников – значит, и им приходилось сталкиваться с легендарным атаманом. А еще он очень беспокоил местных владельцев и помещиков, по каковой причине царь прислал сюда свое войско для расправы с ним. Но, как гласит легенда, Доломан был колдуном,  и убить удалось его только серебряной пулей. Где-то в окрестностях озера Долгого есть Доломанова могила.

Доложск был крупным центром во второй половине XIX века, здесь было училище на 120 учащихся, земская больница. А еще Доложск славился своими масштабными ярмарками, куда съезжались со всего Гдовского уезда, из Нарвы и других окрестностей, и многолюдными крестными ходами, совершавшимися на Успение к местной святыне – пещере со святым источником на берегу реки  Долгая. Эта пещера известна с XVIII века. Когда-то в ней жил подвижник – отшельник, потом благочестивые местные жители стали приходить на поклон к святому источнику и находившейся там иконе Успения Божией Матери. У пещеры  была построена часовня, а затем в 1908 году  - великолепный Успенский храм по проекту Н.Н.Никонова, был основан скит Поречьевской Покровской общины. В 1950-е годы церковь была взорвана. Согласно легенде, Богородица, покидая разрушенный храм, оставила след на одном из камней в реке Долгой. Этот камень-следовик хорошо виден в воде. К доложской пещере едут паломники, в ходе поклонения они троекратно погружаются в воды реки Долгой, стараясь ступить в след на камне. Говорят, что каждому, кто на него ступит, след придется впору. В последние годы начались работы по восстановлению Успенских храмов в Заручье и на реке Долгой.

Вот мы и познакомились с главными достопримечательностями Сланцевского района и сейчас направляемся обратно в Сланцы. Но по дороге у нас будут еще открытия – ведь наш путь пролегает по Выскатской земле. Выскатская волость и до революции была самой развитой в хозяйственном отношении на нашей территории. Как и в советские годы, так и сейчас здесь находится наш флагман сельскохозяйственного производства с несменяемым названием  «Родина» - раньше совхоз, теперь АО.

А главной исторической достопримечательностью выскатской земли является Кушельской погост – центр когда-то существовавшей здесь Кушельской губы – части владений Пскова. Название идет от Кушельского озера и вытекающей из него реки Кушёлки а также деревни Кушела. Когда-то эта деревня была заметным пунктом на дороге, соединявшей крепость Гдов с Ивангородом и Ямом. Здесь был административный центр, стрелецкая застава. Слава этого места пошла от событий 1341 года, когда ливонские рыцари стали совершать набеги на псковские земли. В это время отряды псковских «охочих людей» стали объединяться, чтобы постоять за свою землю. Один из ливонских отрядов переправился через Нарову и двинулся вглубь нашей территории. У Кушельского озера их встретила засада псковичей под командованием Карпа Даниловича Колеки. В бою немецкие рыцари были разбиты - частью  убиты, частью бежали -  и захвачен обоз с награбленным. После боя русские воины омывали свои раны в протекавшем рядом ручье. Поскольку битва произошла на день Иоанна Предтечи, то на месте битвы была возведена часовня в память этого святого, где находилась икона с изображением главы Иоанна Крестителя, по преданию нарисованная самим Карпом Даниловичем. Позже был построен храм, последний храм был построен в конце XIX века, он был деревянный и сгорел во время Великой Отечественной войны, на его месте  недавно установлен памятный крест. Интересно, что в 1909 году при этом храме было создано общество трезвости. Источник получил название Иванов ручей (или Иван-ручий – в местном произношении), он до сих пор является чтимым. Считается, что его вода помогает от глазных и кожных болезней. Он протекает под очень живописной горой, на которой находится так называемая Роща любви.  Посещение этой рощи и поклонение источнику является частью современного свадебного обряда, свадебные кортежи приезжают сюда из Сланцев.

В самой Выскатке мы не увидим каких-то древностей – деревня была сожжена во время Великой Отечественной войны  в ходе боев партизан с отступающими немецкими частями. Недалеко от Выскатки находится партизанская землянка, сохранившаяся с тех лет, к которой 9 Мая приходят местные жители, а раньше собирались участники партизанского движения в Сланцевском районе. Проезжая по выскатской земле, мы можем увидеть памятники периода гражданской войны, события которой здесь были весьма трагичны. 13 мая 1919 года – день внезапного наступления войск Юденича был отмечен террором против местного партийного и советского актива, а также захваченных в плен красноармейцев 67-го полка, располагавшего в Попковой Горе. Здесь же был схвачен и «красный генерал» А.П.Николаев, позже казненный в Ямбурге. События ноября 1919 года – это жестокие бои, которые в течение нескольких дней в районе д.Малая Руя вели отступавшие северо-западники с частями красной армии. А дальше они отошли к дд.Никольщина и Низы, где двое суток гремели бои (это территория современного города), а дальше Нивско-Криушский укрепрайон и берег Наровы, за которой была Эстония и куда их вовсе не хотели пускать. События декабря 1919 – января 1920гг., когда перестала существовать армия Юденича, - трагедия беженцев и разоружённой армии. 

Память о прошлом Выскатки хранит небольшой музей при школе. А недавно в селе установлен памятный крест на месте, где когда-то была церковь Рождества Богородицы. История ее возведения связана с именем выдающегося человека в нашем крае – Ефима Андреева. По всем документам он писался как выскатский крестьянин, но при этом был образованным человеком, иконописцем, церковным старостой, общественным деятелем. Приложил много усилий к постройке в Выскатке храма и школы, возглавлял общество взаимного кредита. Он же написал записки о погостах и святынях Гдовского уезда, благодаря которым, мы знаем историю нашего края.

 

 

Т.А.Павлова, зав. отделом краеведения центральной городской библиотеки, г. Сланцы.

Октябрь 2012г.